+7 (382 2-90-34-39 ) +7 913 800 58 17 (администратор)
Как добраться?

Энергия-Буран: полет в будущее

      «Энергия-Буран: полет в будущее»: на встрече в планетарии рассказали о вкладе
                        томичей в триумф советской космонавтики

     15 ноября 1988 г. в Советском Союзе был осуществлен первый и, к сожалению,
последний полет отечественного корабля многоразового использования «Буран».
Программа «Энергия-Буран» стала самой масштабной за всю историю советской
космонавтики. На орбиту корабль был выведен ракетой-носителем «Энергия». Крылатый
космоплан два раза обогнул Землю и совершил посадку в автоматическом режиме на
космодроме Байконур, откуда и стартовал.



     Этому событию было посвящено мероприятие «Энергия-Буран: полет в будущее»,
которое проходило в Томском планетарии. Мало кто знает, что одну из самых главных
ролей в этой великой программе сыграли томичи, а именно – работники Томского
приборного завода.
     «Есть несколько дат, которые вписаны золотыми буквами в историю мировой
космонавтики. Одна из таких дат – это 15 ноября», — такими словами начал программу
Вячеслав Зырянов, экскурсовод планетария.
     А ведь многие из этих дат были вписаны руками томских мастеров. Отдельно
хочется сказать о вкладе Томского приборного завода. На этом заводе выпустили очень
много различных изделий для ракет и космических аппаратов, в том числе и для первого в
мире лунохода. Но предметом особой гордости томичей стал созданный на Томском
приборном заводе центральный комплекс командных приборов системы управления
многоразового космического корабля «Буран», полёт которого стал настоящим триумфом
сотрудников завода.
     — Речь идёт об уникальном приборе «Ш-300, — рассказывает Вячеслав
Николаевич. — Это изготовленная на Томском приборном заводе гироскопическая
навигационная система для координации примерно 50 подсистем для управления полётом,
а главное, посадкой «Бурана» в автоматическом режиме.
    Первая в мире посадка многоразового корабля в автоматическом режиме была
осуществлена сразу с высочайшей точностью – дальность отклонения составила всего 80
см.
     Но, конечно, за любой большой работой стоят люди. О работниках приборного
завода, которые приняли непосредственное участие в изготовлении «Ш-300», а также о
сложности изготовления рассказала Ирина Кулешова, заведующая музеем Томского
приборного завода.

rbFxbLShi9I.PNG (600×357)

     — Когда на приборный завод пришёл совершенно секретный заказ, определили
исполнителей и приступили к освоению. Ш-300 делали в 1 цехе, КИА (контрольно-
измерительную аппаратуру) для него – в 7 цехе. Когда инженеры изучили инструкцию к
самому Ш-300, то поняли, что в изготовлении прибора в сборочном цехе особых
сложностей для коллектива, имеющего уже богатый опыт, не будет. Гораздо проблемнее
оказалась контрольно-измерительная аппаратура для Ш-300. Сырая инструкция
настройки, куча доработок, которыми засыпали цех, недоработанные конструкции блоков,
входящих в КИА, сжатые сроки… В итоге группа инженеров почти полностью
переработала инструкции. Когда москвичи увидели одну из переработанных инструкций,
то зауважали наших земляков.
     Кроме работы непосредственно на предприятии в Томске, труженики приборного
завода в течение полугода работали на самом Байконуре. Одним из них был Михаил
Александрович Тамошкин – регулировщик прибора «Ш-300». За свой вклад в программу
«Энергия-Буран» Михаил Александрович получил Орден Трудового Красного знамени.
     Напоследок Ирина Кулешова пожелала слушателям, большинство из которых
составляли студенты колледжа, смело идти к своей цели:
     — Руководитель РКК «Энергия» Валентин Глушко уже в 15 лет набрался
смелости и написал Константину Циолковскому. Тот ответил, и потихоньку передал свои
знания любознательному юноше. Поэтому я желаю вам не бояться, а двигаться вперед.

     Вячеслав Зырянов, экскурсвовод отдела Планетарий, Татьяна Сапьян, экскурсовод
     отдела Планетарий.